Как правильно вести телефонное интервью с кандидатом?

Интервью по телефону имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Во-первых, здесь имеет место быть факт неопределенности: вы никогда не знаете, кому звоните и с кем вам предстоит общаться. Возможно, вы хорошо изучили резюме кандидата, но все равно обладаете небольшой информацией. Во-вторых, во время телефонного интервью нельзя следить за вербальными и невербальными реакциями собеседника. Как мы знаем, большую часть информации о человеке мы получаем, когда наблюдаем за его мимикой, жестами, выражением лица. В данном случае, это не представляется возможным. В-третьих, по телефону невозможно установить зрительный контакт. В этом, очевидно, есть свои плюсы: вам не нужно думать, как вас увидят со стороны, но, с другой стороны, вам будет сложно определить, лжет человек либо нет.

Как подготовиться к телефонному интервью?

Перед тем, как звонить, тщательно изучите резюме кандидата, обратите внимание на детали и непонятные для вас моменты. Если вы видите какие-то не состыковки, странные факты, вызывающие вопросы, то обязательно выпишите их. Схематично составьте план обсуждения всех непонятных для вас вопросов. На что следует обратить внимание? Если кандидат часто менял места работы, то спросите его о причинах и попросите контакты предыдущих работодателей: вероятно, корень кроется в конфликтности и неуживчивости человека. Если соискатель, напротив, работал длительное время на одном месте и на той же самой позиции, то уточните у него: менялся ли его функционал либо на протяжении долгих лет он оставался прежним. План собеседования —  это очень важная часть процесса подбора персонала. Не нужно индивидуально составлять план для каждого кандидата. Вполне достаточно иметь универсальный шаблон с прописанной последовательностью ключевых вопросов. Тем не менее, иногда ради установления коммуникации с собеседником можно отступиться от постулатов шаблона и не следовать ему досконально.

Внесите дату и время созвона в Google календарь: так вам будет сложнее об этом забыть. Не рассчитывайте на свою память, лучше телефон напомнит о назначенном интервью.

Найдите подходящее место для проведения собеседования. Шумный бар или кафетерия не подойдут. Если работаете в офисе, то можно уединиться в кабинете либо забронировать переговорную. Убедитесь в том, что вам не придется отвлекаться на другие звонки, комментарии сотрудников, просьбы руководства. Если планируете разговаривать с кандидатами по телефону при коллегах, будьте уверены, что сможете задать все интересующие вас вопросы. Первый контакт с кандидатом весьма существенен: вам необходимо произвести впечатление профессионала, поэтому подготовьтесь заблаговременно. Соискатель делает вывод не только о вас, но и о компании в целом.

Если планируете провести интервью в Zoom, то позаботьтесь о том, чтобы скинуть ссылку соискателю заранее или предупредите его о том времени, когда вы намереваетесь это сделать.

В случае нехватки какой-то информации о кандидате или вакансии, поищите в интернете и заполните неясные пробелы.

Как непосредственно проводить телефонное интервью?

  1. Для начала представьтесь сами и расскажите о своей компании. Сразу объясните цель звонка: предлагаете вы конкретную позицию или звоните с расчетом на будущее. Уточните те данные, которые у вас вызывают вопросы. Спросите про то, что вам непонятно в резюме. Первым делом задавайте фильтрующие вопросы. Например, если для вакансии ключевым навыком является владение программой Excel, то, очевидно, это будет первый вопрос, который нужно будет задать. Каждой вакансии соответствует свой список фильтрующих вопросов.
  2. Проверьте компетенции и навыки кандидата. Вы можете задать соискателю вопросы из области его специализации и послушать его ответ. То, насколько уверенно и детализированно соискатель отвечает на этот вопрос, определяет степень его профессионализма.
  3. Определите, насколько мотивирован кандидат. Какие у него цели: долгосрочные или краткосрочные. Чего он хочет от работы? Мотивация намного существеннее соответствия формальным требованиям должности. Любой отсутствующий навык можно компенсировать. Если же у кандидата есть все необходимые навыки, но он не понимает, зачем ему делать работу, то невозможно его стимулировать извне.
  4. Исследуйте личностные качества кандидата. В этом очень хорошо помогает импровизация: создайте условия кандидату для импровизации и оцените его способности.
  5. Получите информацию о достижениях соискателя, как личных, так и профессиональных. Большинство людей либо преуменьшают свои достижения, либо сильно преувеличивают. Ваша задача — вычленить реальные достижения.
  6. В случае необходимости личной встречи назначьте ее: предложите удобное время и выберите место. Уточните, будет ли эта встреча под конкретный проект.
  7. Ничего не обещайте заранее. Если вы не уверены в том, что вам нужен именно этот кандидат, то не стоит его обнадеживать. Подбирайте корректные формулировки.

  Какова структура первичного телефонного интервью с соискателем?

  1. Первый этап — это приветствие. Вам важно быть уверенным в том, что вы дозвонились до необходимого вам кандидата. Поясните повод вашего звонка и намерения. Если кандидат не может разговаривать либо не на месте, назначьте следующее время звонка.
  2. Налаживание контакта. Чтобы продолжить разговор, вам необходимо спросить, может ли человек разговаривать сейчас. Расскажите кандидату, откуда у вас его номер и зачем вы позвонили. Вам важно произвести хорошее впечатление на собеседника. Единственный ваш инструмент — это голос. Обратите внимание на вашу дикцию, скорость речи и доброжелательность в голосе.
  3. Выявление потребности. Прежде чем презентовать вакансию, выясните у кандидата, есть ли у него необходимость работы с предложенным графиком и географией.
  4. Оценка кандидата. На этом этапе ваша задача состоит в том, чтобы отсеять нерелевантных соискателей. Здесь стоит задавать фильтрующие вопросы, о которых речь шла ранее.
  5. Презентация вакансии. Вам необходимо предоставить структурно основную информацию, касающуюся вакансии: название компании, местоположение, сфера деятельности, график работы, ожидаемые результаты от работы кандидата.
  6. Работа с сомнениями кандидата. Уточните, есть ли дополнительные вопросы. Кандидату понадобится время на изучение всей информации, впоследствии у него будут вопросы. Будьте готовы на них ответить.
  7. Завершение контакта. Главное заключается в том, что у соискателя по завершении разговора должно сформироваться понимание дальнейших действий. сохраняйте инициативу в своих руках, чтобы не занимать позицию ожидания.

Итак, самое главное — подготовьтесь перед проведением телефонного интервью. Помните, что вы представляете не только себя как профессионала, но и компанию.