Что такое моббинг и как с ним бороться?

Моббинг – это английское слово, происходит от английского mob – толпа. В нашем русском лексиконе моббинг используется недавно, однако само понятие, обозначающееся этим термином,  всегда существовало. Если говорить буквально – это травля  на рабочем месте одного сотрудника толпой других.  Моббинг представляет собой групповые психологические притеснения работника со стороны работодателя либо других сотрудников. Что это в себя включает?  Когда о новом сотруднике распространяют негативные слухи, бойкотируют общение с ним, комментируют его внешность и поведение в негативном ключе, критикуют выполняемую им работу.

Как правило, ситуации травли возникают тогда, когда в устоявшийся коллектив приходит новый непохожий сотрудник. В сообществах, которые сформировались с нуля, нет деления на “наших и не наших”, таким образом, травля возникает в сформированных коллективах. Причины, по которым формируется негативное отношение к одному члену коллектива, могут быть разные: зависть, страх, банальная конкуренция. Бывает, что моббингу подвергаются представители нетрадиционной ориентации по вполне понятным настроениям в обществе. Сотрудники могут завидовать быстрому продвижению новенького, либо его внешности, успешности, предыдущему опыту, благоволению со стороны начальства. Все что угодно может быть предметом зависти. Не самой очевидной причиной моббинга может быть долго копившееся в коллективе напряжение. И в такой ситуации кто-то недавно пришедший и отличающийся от остальных ненароком вызывает волну неконтролируемой агрессии в свой адрес.

Нетипичной  причиной травли является элементарное безделье. Когда сотрудники недостаточно загружены, когда нет стратегии движения к целям, то они начинают “развлекаться” таким способом. Травля в отсутствии загруженности является методом структурирования рабочего времени. Поэтому в данном случае вопрос может быть решен только руководством путем постановки новых задач.

Не стоит исключать и тягу к садизму. Часто люди травят другого человека, потому что этот процесс доставляет им удовольствие.Тем не менее,  не стоит всех собак спускать на организаторов моббинга. Нередко сами жертвы своим поведением провоцируют подобное к себе отношение. Стоит задаться вопросом: что в поведении жертвы провоцирует других издеваться над ней? Есть определенные вербальные и невербальные знаки, жесты, поведение, которое считывается вполне конкретным образом и призывает к соответствующим действиям.

Выделяют два вида моббинга: вертикальный и горизонтальный. Первый заключается в том, когда руководители или коллектив руководителей изводят подчиненного либо их группу. Второй вид моббинга– это когда сотрудники “морально уничтожают” или “выживают” коллегу. Необходимо отличать моббинг от обычного настороженного отношения сотоварищей в начале работы. Это естественно, что в период адаптации люди неохотно и с опаской общаются с незнакомыми людьми, многим нужно время для привыкания к незнакомой обстановке. В такое время с новеньким могут не разговаривать и не здороваться, однако вовсе не из-за враждебности, а скорее, с непривычки. Также давайте отличать травлю от открытого конфликта, который является столкновением разных точек зрения. Конфликт, как правило, не затягивается, он быстро разрешается и все снова общаются. Моббинг же затягивается на недели, а то и месяцы.

Какие инструменты моббинга используют садисты в коллективе?

  1. Бойкот

Со странными персонажами в коллективе никто не хочет общаться, с ними никто не делится новостями, им не рассказывают анекдотов. “Белых ворон” остерегаются и изолируют даже территориально от остальных членов группы.

  1. Придирки, издевки, насмешки.

Постоянный злой и насмешливый юмор в отношении одного сотрудника тоже может быть примером моббинга. Прессингу с использованием юмора сложно сопротивляться, так как сначала все выглядит как невинная шутка. Однако систематическое отношение может привести к нервному истощению жертвы.

  1. Дезинформирование

Новичков очень легко вводят в заблуждение, сообщают неверную информацию, подстрекают к совершению ошибок. Последствия ошибок несут, как правило, те, кто их совершил.

  1. Порча личного или рабочего имущества

Бывает, когда конфликт эскалируется, то предпринимаются крайние меры, такие как уничтожение имущества.

5. Сплетни – это систематическое распространение ложной либо полуложной информации о другом человеке либо    событии.

  1. Принижение профессионализма – сюда относится критика профессиональных достижений, публичное обсуждение рабочих промахов.

Как бороться с моббингом?

  1.    Повышать информированность в данном вопросе. Чем больше людей узнают об этой проблеме, тем раньше будут приняты необходимые действия.
  2. Руководители тоже должны предпринимать превентивные меры,  для того, чтобы вовремя противодействовать подобному явлению.  Компании формированием своей политики могут построить уважительное отношение сотрудников друг к другу.
  3. Жертвам моббинга следует перестать вести себя как жертвы. Нередко жертвенный стиль поведения сам провоцирует агрессора на соответствующую реакцию. Стоит поменять манеру взаимодействия и для проблем не будет поводов.

Что конкретно  делать руководителю, чтобы избежать моббинга?

Если вы – руководитель, и не желаете допустить «травли» в коллективе, то совершайте следующие действия:
1.     Создайте систему адаптации для новых работников;
2.    Периодически создавайте ситуации для сплочения коллектива, например, тимбилдинги;
3.    Не выделяйте новичков;
4.    Давайте работникам как можно больше работы, чтобы занять их время.

Если вы – новенький, и хотите избежать моббинга со стороны коллег, то:

1.     Ведите себя открыто, взаимодействуйте с новыми людьми, проявляйте инициативу;
2.    Не участвуйте в сплетнях;
3.    Не выделяйтесь в течение первого времени;

4.    Не вступайте в конфликты;
5.    Проявляйте почтение к традициям компании;

6.   Отшучивайтесь по возможности, когда над вами пытаются подтрунивать.
Если вы давно работаете в коллективе и видите притеснения кого-то недавно пришедшего, то не участвуйте в провокациях.