Зачем нужна геймификация?

Геймификация — это новый современный тренд в бизнесе, распространенный по всему миру. Геймификация решает различные функции в разных бизнес-процессах: в управлении персоналом — это мотивация, вовлечение, повышение показателей KPI; в маркетинге — это повышение среднего чека, привлечение новых клиентов; в обучении — это попытка вовлечь персонал в образовательные процессы компании. Покупатели все менее доверяют рекламе и становятся все более восприимчивыми к маркетинговым инструментам. Игровые подходы как раз усыпляют бдительность клиента и делают потребление товара интересным и увлекательным. Геймификация может быть направлена как на сотрудников, так и на клиентов.

Ввиду роста конкуренции за сотрудников, компаниям приходится уделять все больше внимания внутренней мотивации. Традиционные методы “кнута и пряника” потеряли свою эффективность и остались в прошлом. Более 70% сотрудников не увлечены своей работой. Новая парадигма стремится взывать к внутренней мотивации людей, ориентируясь на игровые принципы.

Геймификация — это метод нематериального стимулирования, использующий программы признания, соревнования, корпоративные награды, бонусы. Широкое распространение геймификации в современном мире связано с двумя моментами: с одной стороны, есть рост численности поколения Y, воспитанного на компьютерных играх, а с другой, —  наблюдается повсеместность этих самых игр и рост их популярности в массовом сознании. Игровые приставки, компьютерные и онлайн-игры ассоциируются у людей с чем-то позитивным. Если подобный феномен настолько хорошо знаком большинству клиентов и сотрудников, то весьма рационально его использовать для дополнительного мотивирования персонала в компании.

Геймификация в HR может быть применена в следующих направлениях: подбор персонала, адаптация персонала, оценки, обучение, организационная эффективность. Например, в сфере рекрутинга часто используют геймификацию: соискателю предлагают пройти тесты, поучаствовать в деловых играх (сыграть воображаемую роль). Благодаря этому можно оценить мотивацию и навыки кандидатов, их способность принимать решения в сложных ситуациях.

Есть компании, которые предлагают соискателям пройти первичные отборочные тесты в формате онлайн игры, в результате которых победители получают трудоустройство. Часто используемые тимбилдинги (teambuilding) — это настоящий пример геймификации в управлении персоналом. Суть проста: сотрудники, оказавшись в неформальной среде, выполняют те или иные игровые задания.

На сегодняшний день ведущим экспертом по использованию игр в бизнесе является предприниматель бельгийского происхождения Эн Коппенс. Основанная Эн компания Gamification Nation в 2017 г. была награждена за выдающиеся заслуги в области геймификации . Бизнесвумен считает, что в будущем геймификация будет главной сферой, куда будут инвестироваться средства.

Какие существуют виды геймификации? Геймификация может быть сложной и простой. Сложная геймификация разрабатывается специально для какой-то компании на ограниченный период использования. Ее характерными чертами являются четкий сценарий, ограниченность во времени, разработка под конкретную компанию и под специальные цели. Простая геймификация включает в себя комбинацию игровых элементов: балльной системы, бейджиков, конкурсов в качестве дополнения к бизнес-процессам. Такие поощрения как рейтинги, награды, бонусы за выполнение работ и прохождение очередного курса обучения могут существенно повысить работоспособность сотрудников.

Какие есть инструменты геймификации?

  1. Ачивки (достижения)

С перевода с английского achievement (достижение). Ачивки — это награды сотрудников за выполнение специальных заданий либо по результатам какой-то деятельности. Награды, как правило, вручаются прилюдно, что способствует признанию коллективом. Это мотивирует и стимулирует еще улучшить свои результаты в будущем.

  1. Рейтинги

Продавец, осуществивший больше всего продаж за месяц, может занять наивысшее место в рейтинге остальных продавцов. Это может быть таблица с рейтингом или списком лидеров за определенный промежуток времени. Те, кто занимает высокие позиции, будут стремиться их сохранить, а те, кто не попал в рейтинг, будет хотеть занять там высокие места.

    3.Бонусная система

Начисление бонусов позволяет повысить лояльность сотрудников компании. Впоследствие бонусы можно обменять на вознаграждение. Например, за хорошее выполнение работы и успешное выступление на конференции можно начислить бонусы и впоследствии их потратить.

    4.Бейджи

Этот инструмент давно использовался в прошлом политическими партиями, государственными структурами. Бейджи по сути — это медали, награды, знаки отличия, используемые и признаваемые в конкретном сообществе. Компании сегодня — это такие микро сообщества. Функция бейджей — признание заслуг и создания профиля достижений сотрудника. Можно, например, награждать виртуальными бейджами на корпоративном портале.

  1. Хакатоны

Хакатоны —  это соревнования, на которых разработчики создают новые технологические решения, которые могут вполне стать будущими стартапами. Например, каждый код Вконтакте проводит VK Hackathon. Он представляет собой масштабное соревнование от Команды ВКонтакте для программистов, дизайнеров и других специалистов из сферы разработки. Подобные события не только объединяют людей, но и вдохновляют на работу, делая ее более интересной и увлекательной.

Как в реальности работает геймификация на примерах?

Фармацевтической компании “Кьези Фармасьютикалс” не удавалось вовлечь сотрудников в обучение. Работники не обращали внимания на ссылки на курсы, присланные на почту. Разработчики курсов решили ввести награды за прохождение курса и выдали первому прошедшему бейджик со специальной айдентикой. В итоге остальные сотрудники стали активно интересоваться, где можно получить то же самое. И как следствие, информационная шумиха привела к четырех кратному увеличению сотрудников, прошедших этот курс. Чужие награды соблазняют и здесь включается соревновательный коллективный интерес, который можно грамотно использовать в интересах компании.

Phoenix Software использует геймификацию для привлечения и отбора кандидатов. Кандидатов запирают на один час в квест-комнате вместе с сотрудниками компании, чтобы познакомиться со всеми и выбрать наиболее подходящих. Никто не отправляет предварительно резюме. Нужно просто зарегистрироваться для участия и “пройти испытание” в запертой комнате. Основная идея заключена в том, что компетентность кандидатов и адекватность действий персонала могут быть измерены в естественной среде.

Сегодня почти каждая компания сталкивается с проблемами мотивации сотрудников, с вопросом привлечения новых высокопрофессиональных работников, а также с вовлечением клиентов в процесс потребления продукта. Все вышеперечисленные вопросы поможет решить геймификация. Игровые механизмы можно использовать и на этапе рекрутинга, и в процессе организационных мероприятий в компании. Однако внедрение этих методик идет достаточно медленно как в России, так и в западных странах. В связи с этим, необходимо повышать уровень образованности руководителей компаний, а также специалистов в сфере управления персоналом.